
Метод прогнозирования продаж с использованием только экспоненциального сглаживания
отлично демонстрирует основной уровень полученного пргноза. Однако, этот показатель всегда опирается на данные прошлых периодов (историю) и выстраивает только общий уровень. Таким образом, при возникновении устойчивого тренда (на увеличение продаж или возможное снижение) точность прогноза уменьшается. Но, если тренд виден, то его необходимо учитывать в прогнозах на будущий период.
Предложенная формула превосходно подхватывает динамику тренда в расчетах. Фактически эта формула часть известной модели Хольта Винтерса.
Файл с примером расчета и формулами можно скачать здесь: www.beerlogistic.ru/docs/exponential-level-trend.xlsx
В файле несколько расчетных показателей.
АЛЬФА - уже известный сглаживающий коэффициент. Значение от 0 до 1
БЕТА - такой же сглаживающий коэффициент, что и Альфа, но применяемый к значению тренда. Так же имеет значение от 0 до 1
ОМЕГА требует дополнительного пояснения. Это так называемый демпфирующий коэффициент. Т.е. зачение, которое используется для подавления излишнего разгона динамики прогнозирования тренда.
Дело в том, что существующая модель все таки отображает математический расчет, который, нуждается в корректировке и максимальном приближении к реальности.
Корректировку тоже можно регулировать, и в предлагаемой формуле мы уменьшаем зависимость расчета тренда на 10% путем умножения прогнозируемого значения на коэффициент 0,9. Таким образом, изменяя значение Омега вы сможете регулировать зависимость и интенсивность расчета. Обычно используются заначения 0,8 - 0,9
В основной таблице мы имеем несколько столбцов:
А, В - соответственно месяц и номер периода
C - существующая история продаж (колличество ед.)
D - прогнозируемый уровень
E - рачет значения тренда
Что такое тренд?
Это устойчивый подъем или падение показателей. Если мы построим граффик тренда, то обязательно увидим наклонную.
Расчет значения тренда - это расчет соотношения наклонной тренда к общему уровню.
F - прогноз продаж на следующий период.
ВАЖНО! Прогноз на следующий период находится в строке настоящего, т.е. сегодня прогнозируем на завтра. Например, мы находимся в Июне. Продажи в Июне составили 43 ед. (ячейка C11). Прогноз на Июль составит 37,91 ед. (ячека F11). Т.е. находясь в настоящем периоде, прогнозируем следующий.